Новости
ГРЦ Макеева

Акционерное общество

Государственный ракетный центр

имени академика В.П. Макеева

«Синева», «Сармат», КОРОНА

13 сентября 2023

Вижу цель

13 сентября Владимир Григорьевич Дегтярь отмечает 75-летие. Полвека из них связаны с любимой профессией. А мечта о ней, как это бывает у целеустремленных и выдающихся личностей, зародилась еще в детстве.

Владимир учился в 3 классе Красномаякской школы, что в Соль-Илецком районе Оренбургской области, когда произошло событие, которое вошло в мировую историю как начало новой эпохи — космической. 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А через четыре года новый триумф советской науки — полет человека в космос.

«Это было что-то невероятное, — рассказывает В. Г. Дегтярь. — Мы бегали от дома к дому, еще точно не зная фамилию космонавта. Сложно передать те чувства: во-первых, сумасшедшая гордость, а во-вторых, ощущение того, что наша страна — первая, она победитель. Это был огромный прорыв, и все советские мальчишки враз захотели стать космонавтами…».

Стремление быть причастным к великим событиям, происходящим в то время в советской атомной энергетике, ракетостроении, кораблестроении, авиации, космонавтике, других стремительно развивающихся областях науки и техники, подтолкнуло к поступлению в Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола (ныне ЮУрГУ). Серебряный медалист Владимир Дегтярь стал студентом «закрытого» в то время факультета «Двигатели, приборы, автоматы».

Окончив вуз с красным дипломом, Владимир Дегтярь связал свою судьбу с Конструкторским бюро машиностроения (КБМ, ныне АО «ГРЦ Макеева). В августе 1972 г. дипломированный специалист пришел на предприятие, а спустя всего четыре месяца был направлен в командировку, сразу оказавшись в самой гуще производственной жизни. Его трудовая биография началась с длительной работы на Севере с выходом на подлодке в Баренцево и Норвежское моря, благодаря чему он сразу погрузился в профессию.

Именно тогда Владимир Григорьевич прочувствовал и осознал всю масштабность, важность и ответственность задач, решаемых КБМ. А когда на испытаниях ракета, разрывая воздух, устремилась четко по заданной траектории, испытал непередаваемое чувство восторга, гордости, уверенности в том, что изделия ГРЦ — лучшие, и так будет всегда.

Самый дальний, самый долгий

«Командировка в 1973 г. стала самой памятной не только потому, что была первой, а еще и потому, что именно тогда произошло одно из значимых для меня событий — выход в Норвежское море для проведения завершающих стрельб на максимальную дальность для ракеты Р-27У, — рассказывает Владимир Григорьевич. — До Гринвича оставалось немного, и в итоге мы чуть-чуть, но пересекли «нулевой меридиан». Об этом была сделана запись в вахтенном журнале, на основании чего командованием 3-й флотилии Подводных лодок Северного Флота восемь специалистов предприятия, включая меня, были удостоены знака «За дальний поход»».

А самым длительным в творческой биографии В. Г. Дегтяря (33 дня) стал поход в 1987 году к Северному полюсу. Первый высокоширотный поход головного ракетоносца «Верхотурье», когда впервые подтверждали стрельбу ракетами Р-29РМУ из северных широт.

«Именно подо льдами обеспечивается полная скрытность подводной лодки, — рассказывает В. Г. Дегтярь. — И то, что экипажи наших стратегических ракетоносцев сегодня ходят в Арктику и успешно оттуда стреляют, огромное преимущество подводных сил ВМФ России.

Шли, как правило, на глубине 200 метров, чтобы рубкой сталактиты не задеть. Когда возвращались, искали полынью, не один раз всплывали, испытывая навигационный комплекс, и уходили в западное полушарие. После всплытия, впервые за месяц, услышали радиостанцию «Маяк». И на душе будто весна – такое ощущение было…  Потом нам выдали сертификат о том, что мы были на Северном полюсе».

Наука побеждать

С конца 80-х для КБМ, как и для страны в целом и всего оборонно-промышленного комплекса в частности, настали тяжелые времена. Оборонка оказалась на грани разрушения и гибели: распадались коллективы и кооперации, утрачивались технологии, закрывались производства. Передовая конструкторская мысль, бессонные ночи за кульманами и на полигонах, трудовой энтузиазм нескольких поколений ракетчиков оказались никому не нужными.

         В декабре 1997 г. В. Г. Дегтярь был назначен первым заместителем генерального конструктора. Это произошло после неуспешного пуска комплекса «Барк» с твердотопливной ракетой. Разработку закрыли, КБМ осталось без заказов. В «верхах» стало совершенно очевидно, что нужен лидер, обладающий уникальными компетенциями и особым типом мышления, способный решать сверхсложные задачи и работать одновременно в совершенно разных слоях: техническом, научном, социально-экономическом, политическом. Приказом генерального директора Росавиакосмоса в декабре 1998 г. начальником-генеральным конструктором предприятия был назначен В. Г. Дегтярь. Перед ним стояла задача, имевшая стратегическое значение, — сохранить творческий коллектив ГРЦ.

         «Уверенность появилась в 1999 году, когда, наконец, удалось переломить ситуацию и получить постановление правительства, а затем тактико-техническое задание на ОКР «Синева», — рассказывает В. Г. Дегтярь. — Потом защитили и сдали на вооружение «Станцию», «Станцию-2», позднее — «Лайнер». Мы стали лидерами, вернули себе приоритетный статус головного разработчика ракет, которые многократно качественнее и надежнее других».

Удивительно, но в условиях глобального кризиса финансово-экономическое положение Государственного ракетного центра удалось стабилизировать в сжатые сроки. Благодаря фундаментальной инженерной подготовке, системному подходу к выбору оптимальных технических решений, способности находить комплексное решение проблем в работе со смежными подразделениями и организациями В. Г. Дегтярь заложил фундамент устойчивого развития как традиционной тематики, так и новых направлений в деятельности предприятия.

Владимир Григорьевич признается, что характер у него такой: если что-то делает, то обязательно хорошо. Всегда так было и дома, и в школе. Так и в профессии: если что-то поручено, должен обеспечить максимальный результат. Под руководством В.Г. Дегтяря были решены принципиально новые задачи по развитию морских стратегических ядерных сил и поддержанию стратегического паритета страны. Государственный ракетный центр стал головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения Военно-Морского Флота, одним из ведущих конструкторских центров страны. Вокруг него была создана интегрированная структура по разработке ракетно-космической техники, куда входят крупные российские оборонные предприятия.

От прорывных идей до инженерного чуда

Владимир Григорьевич Дегтярь посвятил свою жизнь развитию и совершенствованию морских ракетных комплексов стратегического назначения, четверть века он успешно возглавляет и развивает отечественную школу морского ракетостроения. Сданы на вооружение ракетные комплексы «Станция», «Станция-2», «Синева», «Лайнер». Эти шедевры морского ракетостроения по техническому уровню превосходят все существующие в мире стратегические ракеты. Именно в ГРЦ разработан корабельный боевой стартовый комплекс в рамках опытно-конструкторских работ «Булава», который обошел отечественные и зарубежные аналоги по своим тактико-техническим, эксплуатационным характеристикам.

В. Г. Дегтярю удалось сплотить вокруг себя талантливых единомышленников, сформировать команду молодых перспективных инженеров-управленцев, которая продемонстрировала преемственность, умение самоотверженно работать, добиваться предельного результата успешным пуском ракеты «Сармат».

Уникальная разработка ГРЦ и кооперации предприятий под руководством В Г. Дегтяря превосходит все аналоги, какие только есть в мире. Не зря 200-тонную ракету окрестили и инженерным чудом, и венцом ракетной техники. Этой работой, по сути, сформировано новое направление ракетного вооружения, значительно опережающее по характеристикам ракетные комплексы 70-90 годов. Именно Владимир Дегтярь отстоял право Государственного ракетного центра на разработку «Сармата», создал высокоработоспособную кооперацию, обеспечил успешные испытания, в который раз доказав, что в ГРЦ умеют решать самые сложные научно-технические и организационные задачи.

«В современной сложной геополитической ситуации наша деятельность приобрела особый смысл, — говорит В. Г. Дегтярь. — И мы идём вперёд, ставим новые задачи, чтобы достойно отвечать на сложнейшие вызовы в условиях глобальной технологической конкуренции, сфере обороны и безопасности, чтобы обеспечить России надёжный ракетно-ядерный щит».

Не в правилах Владимира Григорьевича оглядываться назад, он, как всегда, уверенно смотрит вперед. Государственный ракетный центр находится на принципиально новом уровне развития, продолжая работу по совершенствованию морских ракетных комплексов, способов их размещения на атомных подводных лодках, а также работая над интересными перспективными проектами в рамках ракетно-космической тематики.

Среди прорывных наработок такие амбициозные, как например, концепция создания ряда ракет-носителей сверхтяжелого класса для облета Луны, реализации Лунной программы и миссий к Марсу или концепция создания универсального многоцелевого гиперзвукового летательного аппарата, или весьма актуальный проект по антиастероидной тематике. Все это предприятие ведет в инициативном порядке, потому что здесь умеют смотреть на десятилетия вперед. Так же, за счет собственных средств, инженеры ГРЦ с завидным упорством работали над проектом по созданию полностью многоразовой ракеты – носителя вертикального взлёта и посадки КОРОНА, настойчиво доказывали актуальность и перспективность этой темы. Нынешний год ознаменовался началом научно-исследовательской работы по подтверждению основных ключевых технологий создания прорывного средства выведения. По сути это космическое такси, которое не только будет выводить в космическое пространство полезные нагрузки, но и сможет обеспечить их возвращение. В отличие от детища Илона Маска, наша КОРОНА будет возвращаться из космоса не частями, а целиком.

 

Путь к успеху

На территории АО «ГРЦ Макеева» установлен натурный макет первой в мире межконтинентальной ракеты Р-29. Почти четверть века этот монумент является визитной карточкой трижды орденоносного предприятия и хорошо виден из окна рабочего кабинета Владимира Дегтяря. Символично, что с созданием этой ракеты связаны первые годы его трудовой биографии и первая высокая награда – премия Ленинского комсомола.

Она была присуждена молодому инженеру в 1977 году за разработку и создание пневмогидравлических систем комплекса Д-9 с ракетой Р-29, обеспечивающих связь ракеты с подводной лодкой, — всего через 5 лет после начала его работы в ГРЦ.  За 50 лет самоотверженного труда важнейшие достижения и заслуги Владимира Григорьевича неоднократно отмечались на самом высоком государственном уровне.

…Говорят, большое видится на расстоянии. Так вот, давний хороший друг В. Г. Дегтяря, человек самой мирной профессии, далекой от оборонки, заслуженный врач РФ, академик РАН Андрей Важенин вывел такую формулу: «В своей работе Владимир Григорьевич нашел самый надежный путь к успеху: он искренне любит свое дело».

 

  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральное космическое агентство
  • ОРКК
  • АО «Красмаш»
  • ЗМЗ
  • ММЗ
  • Гермес